Не знаю, пригодится ли кому, но я решил систематизировать все свои базовые знания по виддингу и написать такой пост для совсем новичков в этом деле. Ну и для тех, кто хотел бы монтировать, но не знает как и с чего начать. В технические подробности вдаваться не буду, речь пойдёт скорее о творческой стороне процесса, а не об освоении конкретного редактора.
Итак, вы решили стать виддером. Вы уже готовы заняться своим первым клипом. С чего же начать?
Первое —
определитесь с видеоредактором. Существует много разных вариантов разной степени профессиональности и под разные платформы. Две основне программы для монтажа —
Sony Vegas Pro и
Adobe Premiere Pro [я лично предпочитаю Sony Vegas, приятней интерфейс, но в плане возможностей эти программы примерно равнозначны]. Третий титан среди программ для виддинга —
Adobe After Effects, от Вегаса и Премьера отличается тем, что ориентирован не на монтаж, а на создание сложных эффектов, моушен-дизайна, анимирования статичных картинок и всего такого [как правило работает в связке с Премьером, но есть странные люди, монтирующие прямо в АЕ]. Настоятельно
не советую сразу бросаться на Афтер Эффектс — программа это довольно сложная и, если честно, для среднего фандомного виддера не такая уж и нужная.
Как только вы определились с редактором, время
изучить его
основы. Разберитесь, в каком внутреннем окне что есть; как склеивать и резать треки; как перетаскивать на основную монтажную область только видео или только звук; как обрезать кадр; как наложить эффекты на отдельный кусок видео и на целую дорожку etc. ВАЖНО! Научитесь правильно выставлять
настройки проекта и
настройки рендера [просчёта видео/вывода видео в «стандартном» формате] — они должны быть
одинаковыми [note! «стандартные» настройки: framerate/fps/количество кадров в секунду - 23,976 fps; pixel aspect ratio/соотношение сторон пикселя - 1.000; разрешение выставляется в зависимости от исходника]. Все эти вещи легко гуглятся по запросу «название_программы уроки». Сюда же я закину ссылку на полезную статью по тех. базе, читать обязательно:
Каталог типичных ошибок в клипах.
В зависимости от своих амбиций, можете уже на этом этапе установить
дополнительные плагины для эффектов и переходов: NewBlue, MagicBullet, HitFilm, ReVision, Saphire. У первых есть несколько неплохих переходов [3DTransformation → Flip, MotionBlends → Roll] и эффект для трясущейся камеры [MotionEffects → Earthquake], у МэджикБуллета неплохие эффекты для цветокоррекции, зачем мне хитфильм я не знаю, у ревиженов эффект для создания более плавного слоумо Twixtor, у Saphire есть WarpChroma для создания модненького эффекта тридэ-разложения.
Как правило на начальном этапе эффекты не особо нужны + они тормозят работу программы [особенно Twixtor, на слабых машинках его ставить вообще категорически не надо], но при желании почему бы и нет.
Ну а теперь собственно
работа над клипом.
● подготовка к монтажу, монтаж, синхра и многабукав ► Всё начинается с концепта и выбора музыки. Что подо что подбирается — музыка под концепт, концепт под музыку или одновременно и вперемешку — зависит от ситуации. Иногда песня ударит в голову «Вот оно! Под эту песню идеально ложится канон!» и уже исходя из настроя песни, слов, бита решается о чём и в каком стиле будет клип. Иногда есть чёткая задача [например смонтировать эпик-трейлер] или конкретная идея-задумка и уже под неё ищется музыка с определённым темпом-битом-настроем. Иногда бывает так, что сначала есть примерно обозначенный персонаж/пейринг/жанр/настрой, но никакой конкретики — и сидишь, перебираешь вроде бы подходящие песни, пока не находишь «ту самую» и уже с учётом именно этой песни формируется конечный концепт-стиль.
Что важно на этом этапе — подобрать песню себе по силам. Есть мелодии со слишком быстрым темпом и слишком большим количеством отчётливо слышных битов [например построк, хард-рок, дабстеп], есть мелодии без ярковыраженных битов [95% музыки с одной только быстрой акустической гитарой]. Хорошая мелодия для начинающего - с ярким битом, со средним темпом, как вариант с сильным вокалом, который хорошо "разбивается" и в котором тоже можно выделить своеобразные биты. Также не стоит брать слишком уж «боянные» и затёртые до дыр треки, вроде того же Numb от Linkin Park или This is war от 30 Seconds To Mars.
Вообще тут рекомендация такая: внимательно слушайте музыку и думайте, как её обыграть. Смотрите клипы хороших авторов и записывайте за ними исполнителей треков — возможно там попадётся ещё что-нибудь вкусное.
Также на этапе подбора музыки стоит её подрезать. И это иногда pain in the ass. Но поверьте мне, лучше повозиться здесь, чем потом выстрадывать полный, на 3-4 минуты 5 с половиной минут, карл!, клип и где-то на середине монтажа осознать, что все вкусные сцены, хорошо ложащиеся на этот трек и в этот концепт, закончились. Я как правило не люблю вмешиваться в композицию внутри куплета или припева, оставлять висящие хвосты тоже. Поэтому обычно режу традиционно — первый куплет+припев. Подгоняю как правило по пикам на аудиодорожке + на слух. Причём я считаю важным не только, чтобы стыка не было слышно, но и чтобы с точки зрения композиции мелодии не было странных провисов и повторений. Также важно грамотно увести песню в конец, не оборвать её и не тупо увести в затухание. Со временем навык подрезки песен приходит.
► Итак, музыка у нас есть, концепт клипа обозначен. Следующий этап — отбор футажа. И тут, как ни странно, лежит половина успеха, по крайней мере если речь идёт о клипах из движущегося материала, а не анимированных вами же картинок.
Я обычно провожу отбор футажа в два, иногда в три этапа: первичный отбор, когда собираю все материалы, которые чисто гипотетически могут мне пригодиться [обычно выходит минут на 20-30, если в артах то около сотни]; вторичный отбор, когда выкидываю часть этого материала как неудачного; финальный отбор, когда я из отобранного уже монтирую и подбираю конкретные кадры к конкретным сценам + могу добавить нового футажа, потому что тот, что раньше был отобран не подходит по каким-либо причинам. При повторной работе с тем же исходником и при похожей концепции я, бывает, пользуюсь уже отобранным ранее — именно так я успел сделать за сутки вот этот клип из не вошедшего в этот футажа.
Так делают не все. Кто-то при просмотре исходника записывает вкусные моменты. Если исходник не принципиален [например у нас мультифандомная нарезка], то можно сначала составить себе сценарий клипа "в этой сцене происходит это, в этой — это" и потом уже бегать искать нужные моменты.
Если речь идёт о футаже движущемся, то нужно выбирать интересные кадры. Не нужно голов человеков, если они не говорят или не выдают яркую эмоцию. Ищите вкусные кадры. Красивые панорамы. Пафосный экшен. Детальки, вроде открывающихся глаз, соприкасающихся ладоней etc. И, самое главное, кадры не должны быть статичны — если не предполагается "драматической паузы" в клипе. Всё это сделает ваш клип живее, интереснее.
Если речь идёт о футаже статичном, то есть два критерия — искать картинки как можно больше и следить за их качеством. Чтобы делать хороший клип из арта, нужно иметь хороший вкус в артах. Иногда спасает официалка, и то не всегда — официальный арт тоже бывает кривым, а в комиксах водятся всякие лайфилдомонделли. Так что отбор производить чем строже тем лучше + желательно следить за тем, чтобы арты соответствовали настрою и тону клипа.
► У меня следующий [а часто предыдущий или вообще посерёдке, между первичным и финальным монтажом, когда как] шаг — настройка стилистического оформления клипа. В первую очередь это колоринг, а в случае если я планирую использовать типографику и элементы моушен дизайна, то частично и их.
Колоринг — то, что дайривские виддеры среднего и низкого пошиба катастрофически не любят. И я совершенно не понимаю, почему. Ладно, многие анимешечки и 2D мультфильмы последних лет действительно могут похвастаться неплохой яркой картинкой. Но 3Dшный и в особенности лайвэкшеновый материал в плане цвета очень не очень. Цвета блеклые и неоднородные [слишком реалистичные, в данном случае это минус], а зачастую ещё и перетемнённые. Да, для 40минутной серии сериальчика или для двухчасового фильма это нормально — от ярких контрастных цветов устали бы глаза + там картинка должна выглядеть более реалистично. Клип? В клипе же всё стилизовано, он не должен быть "как в жизни". К тому же единая цк для клипа отделяет его от исходника, делает его более самостоятельным и целостным. Поэтому колоринг, колоринг и только колоринг. Какой именно — зависит от исходника. Сериалы часто надо довольно сильно высветлять, в аниме старых лет проблема с насыщенностью etc.
Мой личный выбор — использование уровней и кривых, для 3D- и лайвэкшен-футажа обычно ещё и повышение резкости. По цветам увожу в голубо-синюю или фиолетоватую тень. Что я лично недолюбливаю — перебор с насыщенностью и контрастом. В первом случае слишком уж ярко, во втором иногда плоховато видно, в сочетании.... Not that good. Вот тут есть и кое-какие гайды по колорингу, и ссылки на пошаговые туториалы, и готовые колоры. Если кто монтирует в Sony Vegas 13, могу заделиться своими колорингами, спрашивать в личке/комментах
Типографика же опциональна. Текст может быть использован в интро или оутро, для указания исходников и ника автора. Текст может быть использован в некоторых моментах клипа, например на каких-то ключевых словах. Текста может вообще не быть. Ну а можно просто бездумно ебашить по всему клипу слова песни, как это люблю делать я. Анимирую текст как правило в процессе монтажа и по ситуации, а вот со стилями-шрифтами стоит определиться ещё в самом начале.
Хороший вариант - один-два шрифта, сочетающийся друг с другом, в основном в одной цветовой гамме [обычно это белый или оттенок к нему близкий, опционально второй цвет: для «выделения», например оттенок красного; тёмный оттенок, возможно близкий к чёрному; если есть элементы моушен-дизайна в определённой цветовой гамме, то типографика подстраивается под них].
Из эффектов к типографике хорошо идёт градиент на тексте, чёткая «тень» контрастного с текстом цвета, смещённая чуть-чуть вправо и дающая эффект тридэ, не смещённая слабая полупрозрачная размытая тёмная тень для светлого текста [спорно и не всегда работает, не применять к цветному тексту чёрную тень, а лучше вообще не применять к цветному тексту тень], иногда эффект расслоения тридэ. Также я люблю кидать текст на полупрозрачный слой с методом наложения «осветление», но такой текст должен быть без эффектов.
Что не надо делать: контур [смотрится очень дёшево], отдалённая тень [та же ситуация], яркие кислотные цвета [иногда в моушен дизайне работает]. И пожалуйста, пожалуйста никогда не используйте чисто красный, чисто синий, чисто зелёный и другие чистые цвета. Пожалуйста.
В плане шрифтов: рекомендую простые и читаемые. Во многом выбор шрифта зависит от стиля видео — где-то можно использовать псведорукописный, где-то с засечками, где-то стилизованный. Достаточно универсальны гротески — простые шрифты без засечек, например helvetica, simplifica или bebas. Также важно настроить интервалы между буквами, где-то возможно использовать курсив и разницу в толщине начертания [тонкий, средний, жирный, полужирный etc.] — тут помогает насмотренность, подхват интересных элементов у других виддеров. Ну и ресурсы по типографике, конечно.
► Ну и, собственно, монтаж. И тут всё зависит от вашего стиля работы [кто-то заранее расписывает сценарий, кто-то как я рандомно пытается подставить подходящие куски], и от стиля клипа.
В случае с работы со статичными изображениями монтаж представляет из себя в основном расставление картинок в нужном порядке, заполнение всего экрана +- изображением, добавление переходов, зумов, эффектов. NOTE! работая со статикой никогда не останавливайте изображение полностью. Что-то должно двигаться: сама картинка [+], её границы [+] — что-нибудь. Ни в коем случае не оставляйте картинку статично висеть — это смотрится плохо. А вот текст может быть как динамичным, так и статичным.
А теперь про движущийся футаж. И тут есть два стиля монтажа. Один больше расчитывает на собственно монтаж, второй на эффекты. И тут есть принципиальная разница. В первом случае очень важно отбирать сцены и грамотно их компоновать, во втором же всё компенсируется эффектами и переходами. И, моё суровое имхо, сначала нужно освоить чистую монтажку и только потом дополнять её эффектами и переходами.
Итак, монтаж. Что в нём ключевое? Есть два понятия — динамика и синхра. Первое, динамика — соответствие как общему темпу песни, так и единство темпа внутри клипа [ускорения и замедления могут быть обусловлены соответствию аудио, но внутри однородных по темпу частей аудио видео также по темпу должно быть однородно]. Второе, синхра — обыгрыш конкретных сильных моментов и битов в песне. И динамика, и синхра очень важны для хорошего клипа. Но, на мой взгляд, первое всё же важнее. А теперь поподробнее.
Единая динамика создаёт целостность музыки и видео, а провисы в динамике могут просто выбить из просмотра. Динамика создаётся не только за счёт смены кадров-сцен, но и за счёт движения в кадре. Также добавить динамики может оверлей [например такой]. Самостоятельно также добавить динамики в кадр можно используя приближение или отдаление [pan/crop в Вегасе для вас] или же эффект трясущейся камеры. Эффекты пригодные для создания синхры [о них будет ниже] также создают и дополнительную динамику.
Синхра не менее важна, но если с динамикой всё довольно просто — следуй темпу песни и не ошибёшься — то синхра довольно неоднозначная штука. Основная проблема состоит в том, что иногда если синхрить каждый бит, то видео будет несмотрибельным, слишком мельтешить и совершенно не соответствовать динамике. И тут встаёт вопрос что делать. Ответ...
Во-первых, не надо синхрить каждый-каждый бит. Во-вторых, разные виды синхры. Для синхры с началом-концом сцены неплохо подходит начало-конец строчки, если речь идёт о песни с вокалом. Вокал можно синхрить типографикой. Некоторые яркие биты также можно синхрить или типографикой (если вокал идёт синхронно с битом), или переходом от кадра к кадру, или внутрикадровой. Внутрикадровая синхра это мой личный сорт героина мммм это когда под бит происходит не смена кадра, а какое-либо очень заметное действие в самом кадре. И это смотрится очень хорошо.
Также синхрить можно эффектами: вспышечками [осторожно, ими лучше не увлекаться], резким зумом и/или переходом в чёрно-белое. Можно использовать "телепортацию" — вырезать кусок из сцены, чтобы получилось резкое дёргание-рывок. Или его более мягкий вариант — игра с резким ускорением и возвращением в нормальную скорость. Также для синхры можно использовать те самые злосчастные тёмные полосы - резкий наезд тёмных полосок сверху и снизу, чтобы кадр из разрешения 16:9 визуально перешёл к подобию синематографичного 2.39:1 или наоборот, резкое убирание этих полос [про тёмные полосы, кстати, хочу сказать — если использовать их как эффект, то они должны как правило давать именно такой синематографичный эффект [а не 4:3 к 16:9] и держаться достаточно долго, а не доли секунды, иначе это просто мешающее мельтешение и издевательство над зрителями]
А теперь самое сложное, мне для объяснения по крайней мере — монтаж. Потому что многие элементы хорошей склейки ты не замечаешь, не осознаёшь, но чувствуешь. Часть советов я уже давал в части про отбор кадров: ищите вкусные моменты, следите чтобы было движение etc. Важный момент на склейке — следите за направлением движения, это поможет объединить несколько кадров в единую сцену. Но самая мякотка монтажа: подбор похожих сцен — или так, чтобы они были почти идентичны по движениям, или чтобы они завершали друг друга. Квинтэссенция этого подхода — серия амв Animegraphy. Да, до этого были очень годные Filmography, явно служившие источником вдохновения, но именно в аниме-версии монтаж «подобное к подобному» расцвёл настолько ярко.
Вообще чтобы раскурить монтаж, нужно смотреть хороших виддеров. Я настоятельно рекаю Pingvi и надеюсь что временно ушедшую из виддинга Pteryx. Также рекомендую заглянуть в раздел экшена на амвньюзе.
Ещё важный момент. Липсинк а.к.а. синхронизация губ с текстом. Хорошо переключает фокус восприятия, [почти] статичные кадры с липсинком не воспринимаются таковыми. Один минус — если липсинк не «родной», под аудио из исходника, а под вокал песни делать его довольно сложно.
И напоследок эффекты. Эффекты тоже могут быть важны. Рекомендации всё те же — наблюдате, подмечайте интересные эффекты и переходы. Главное не переборщить. Не надо добавлять блестяшечек и звёздочек. Переходы тоже лучше делать простыми — через зум [настраивается вручную через обрезку кадра, а не эффект перехода], через вытеснение одного кадра другим, через линейное перекрытие etc. Фигурные переходы, мозайки, вылеты, 3D переходы — они смотрятся дёшево. Переходы посложнее подойдут разве что для типографики, и то можно перестараться.
Вроде всё самое главное сказал. Ну и напоследок, для всех хоть как-то могущих в английский: тумблеровское комьюнити по монтажу
viddertips. Много реально полезных вещей. Я на него уже ссылался в посте, но выношу также и отдельной ссылкой. Там действительно много вкусного. А ещё у них очень удобный
мастерпост, с помощью которого новичку будет не так уж сложно сориентироваться.